Конфликты подростка и родителей Контроль или поддержка?
28.04.2022
Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.
Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы “снизу”, подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал “авторитет подавления” как “самый страшный сорт авторитета”.
Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.
Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе “современных” детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников.
Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми – одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.
Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. “Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда”.
Прежде всего, подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.
В этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.
Кризис юности подразделяется на две фазы:
- главная проблема у 14-17 летних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;
- у 17-21 – летних на первый план выходит кризис оторванности, чувство одиночества.
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
- конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:
- потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;
- физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;
- появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва – родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;
- родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;
- главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?
Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.
Переход к взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей “по несчастью”.
Подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.
К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители “нажимают” на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем “казеннее” и суше становятся их взаимоотношения.
Подростку важно, чтобы родители признали, что “ребенок” уже готов к равноправному общению и уважению его взглядов. Только после этого он готов учитывать опыт и мудрость взрослого.
Желаю удачи! Психолог – Валентина Михайловна Иванова.