• Конфликты подростка и родителей Контроль или поддержка?


    Частота возникновения и характер поведения подростков в конфликте с родителями связаны с существующим в семье типом родительского отношения: типы отношений, основанные на утверждении силы и лишении ребенка любви, чаще провоцирует подростково-родительские конфликты, чем отношения, построенные на уважении и доверии к подростку.

    Авторитарный стиль отношений к детям в семье основан на жестком соблюдении интересов родителей, беспрекословной власти старших, подчинении их воле. Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка, проявление инициативы “снизу”, подавляет самостоятельность человека. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал “авторитет подавления” как “самый страшный сорт авторитета”.

    Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: 1) большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; 2) более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; 3) увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.

    Свободный (современный) стиль семейного воспитания приводит к появлению в обществе “современных” детей. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников.

    Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми – одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.

    Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. “Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда”.

    Прежде всего, подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.

    В этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.

    Кризис юности подразделяется на две фазы:

    • главная проблема у 14-17 летних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;
    • у 17-21 – летних на первый план выходит кризис оторванности, чувство одиночества.

    Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
    • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
    • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
    • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
    • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
    • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

    Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

    • потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;
    • физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;
    • появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва – родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;
    • родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;
    • главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

    Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

    Переход к взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей “по несчастью”.

    Подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

    К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители “нажимают” на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем “казеннее” и суше становятся их взаимоотношения.

    Подростку важно, чтобы родители признали, что “ребенок” уже готов к равноправному общению и уважению его взглядов.  Только после этого он готов учитывать опыт и мудрость взрослого.

    1 2

     

    Желаю удачи! Психолог – Валентина Михайловна Иванова.




  • Адрес: 666811 Иркутская область, Мамско-Чуйский район, пгт. Мама, ул. Связи 4

    Телефоны:                  8(395 69) 2-20-70, 2-12-81, 2-16-08 
                                         2-14-02, 2-17-90, 2-12-77

    Электронная почта:  depsozmam@mail.ru

    Сайт учреждения:     szn-mama.ru
    График  работы:       Понедельник-пятница с 09.00 до 17.12
                                       Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00
                                       Выходной Суббота. Воскресенье